«История казачьей семьи станицы Платнировской в истории Кубани, её традиции»

История казачьей семьи
станицы Платнировской в истории Кубани,
её традиции.

Выполнил ученик 7 «А» класса МОБУ СОШ №25 станицы Платнировской МО Кореновский район Краснодарского края Черномаз Егор Владимирович.

Научный руководитель – учитель русского языка, литературы и кубановедения высшей категории МОБУ СОШ № 25 Романенко Татьяна Петровна.

1. Цель: сопоставление судьбы казачьей семьи Черномаза Егора с историей казачества Кубани.

Задачи:

  1. Изучение истории Кубани.
  2. Знакомство с традициями казачьей семьи.
  3. Запись воспоминаний членов семьи Деркач Дарьи.
  4. Изучение архивов семьи.
  5. Создание генеалогического древа семьи.
  6. Сопоставление истории казачьей семьи с историей казачества Краснодарского края.

Методы:

  • анализа и синтеза (при изучении специальной литературы по теории вопроса и архивного материала);
  • сравнения;
  • математический (визуализации данных);
  • эмпирический (наблюдения);
  • опроса и анализа данных.

Гипотеза: В судьбе казачьей семьи Черномаза Егора нашла отражение история казачества Кубани.

2. Введение. «Плох тот казак,  кто не знает  и не помнит,
откуда происходят его корни, кем были его деды и прадеды».

Уже 217 лет насчитывает история станицы Платнировской, и в ней, как в зеркале, отразилась специфика жизни казаков Кубани и ёе народа. Казаки говорят: «Плох тот казак,  кто не знает  и не помнит, откуда происходят его корни, кем были его деды и прадеды»!

Особый уклад семьи и домоустройства на Кубани формировался в соответствии с традициями казачьей общины. Она же диктовала, строгие нравственные нормы и семейный уклад жизни. Семья была крепким тылом, залогом единства и сплочённости православных казаков на Кубани, которые способствовали созданию благосостояния и развития региона.

С разрушением казачьей общины кубанская семья как базовая единица общества за последние годы претерпела значительные изменения. В результате трансформировалась её структура, например, сократился размер домохозяйства, вырос процент разводов и неполных семей. Ценность семьи для многих молодых людей заменили материальное благополучие и независимость. Эти социальные явления оказали заметное воздействие на потенциал семей для выполнения таких социальных функций, как подготовка детей к жизни в обществе и забота о молодых и пожилых членах семьи.

Всё это и побудило нас к изучению традиций казачьей семьи, к изучению  её истории и созданию генеалогического древа.

3. Историческая справка.

Из Запорожской Сечи пришли к нам на Кубань казаки, вольные и гордые люди, не смирившиеся с усилением социального гнёта, с крепостным правом, умевшие постоять за себя.

В 1794 году куренные атаманы, потянув жребий, определили места поселения на просторах Кубани. Платнировскому куреню досталось место на правой стороне реки Кирпили.

Курень представлял собой квадрат  длиной сторон около 500 метров. 214 лет назад он находился там, где ныне расположен сквер.

Первая перепись поселенцев показала: среди прибывших 187 мужчин, 75 женщин.

В 1801 году в Платнировском курене числилось семей старшин и казаков 87, холостых казаков на заработках 214, годных к службе 103, женщин незамужних – 197. Ежемесячно на кордонную службу вдоль границы снаряжали 13 конных и 7 пеших казаков.

В 1842 году курень преобразован в станицу. К этому времени здесь было 433 двора и 3856 жителей.

В 1860 году мимо станицы проходит железная дорога. Начинается развитие промышленности. Появляется владелец кожзавода Бондарев, который вместе с торговцами Абрамовым, Трофименко, Зеркачем открывает два хлебных магазина. Кроме них, работают ещё 11 лавок. В станице 6 кузниц, 18 ветряных и две водяных мельницы. Появляются ещё несколько кожзаводов, каретная фабрика Хильчевского с целой сотней рабочих. Открываются сапожные, кузнечные, кроватная мастерские. Начинает действовать монополька (заведение, где торгуют водкой).

В 1913 году атаман Земцов строит гребли, базар, мостит улицы булыжником. В станице живёт 18 тысяч человек, из которых 49 процентов казаков, остальные – иногородние. Атаман строит школу для детей разных сословий. Богатые люди строят школу для иногородних. В двухклассной школе учатся богатые и бедные дети казачьего сословия. Увы, безжалостное время и ещё более безжалостные люди не сохранили для потомков имён тех героев-казаков, кто защищал южные рубежи России, участвовал в русско-турецкой и других войнах.

4. Традиции казачьей семьи. Казачья община.

Казачьи общины строились на основе свободы и равенства, характерной чертой их общежития оставалось вольнолюбие. Последний германский император Вильгельм называл казачество единственным сохранившимся в мире рыцарством. А истоки этого рыцарства идут к «Кодексу чести» казака, его жизненному укладу, сложившемуся ещё в XIV – XV веках. Главным демократическим органом управления в станицах был «казачий круг», он руководил жизнью станицы, но был и местом, куда казаки приходили обсудить свои проблемы, поговорить о наболевшем, обсуждались здесь вопросы и воинского сражения, ведения хозяйства, отношения мужа и жены, воспитания детей. Заседали старики, но мог им быть и совсем молодой, уже отмеченный в боях парень, полный георгиевский кавалер. Старейшему нельзя было первому подать руку. Если казак бежал, то все на его пути, независимо от возраста и пола, расступались: без нужды бежать не будет.

Свято чтили казаки «Кодекс чести» и в жизни руководствовались следующими принципами: «Жизнь – Отчизне! Сердце – женщине! Честь – никому!»

Казачество всегда было религиозно. Казачьи полки, переселяясь на новое место, обязательно везли с собой разобранный по брёвнышку храм. На новом месте прежде всего устанавливали церковь.

Уважение к женщине.

Уважение к женщине – это тоже неотъемлемая часть казацкой культуры. Оно было важным элементом нравственного воспитания народной педагогики, основывалась на закрепленных обычаях моделей повседневного поведения и личного примера.  Мать, ровно как и отец, «содержала, воспитывала и довольствовала своих детей», в старости могла рассчитывать на внимание и заботу «повзрослевших чад». Если дети не проявляли к матери должной заботы, то на её защите стояли общественное мнение и закон, требующий «без всякого исследования наказывать детей, забывших свой дом и престарелую родительницу».

Воспитание детей.

Очень бережно казаки относились к своим детям. Военная добыча после походов делилась на 10 частей. Из них 2 самые большие – на церковь и вдовам с детьми. Если погибали оба родителя, то всё имущество продавалось, а деньги хранились, сирот брали родные, знакомые, растили, а в 16 лет все отложенные деньги возвращались им сполна.

Социализация детей, особенно мальчиков, была ориентирована на высокую культуру казачьего воинства, патриотизм. Эти качества культивировались с момента рождения ребёнка. Родственники (мать, отец, дед, старшие братья) постоянно указывали мальчику на главную обязанность казака – служить Отчизне верой и правдой. Эти особенности казачьей жизни весьма красноречиво отражает пословица, широко бытующая в казачьих станицах «Не надо и родиться, если в казаки не годится».

Мои дедушка с бабушкой говорили, что всегда казаки славились своей военной выучкой. А она, по традиции, начиналась с детства. С 3 лет маленького казака сажали на коня. С этого возраста старики в шутках, играх передавали ему воинские премудрости. С малолетства начинали понемногу собирать будущее снаряжение: вначале подковы для коня, потом «украли» гвозди для подков, сумы, седло. В 14 лет подростку покупали жеребёнка, и дальше они росли уже вместе – казак и его будущий конь. В 19 лет молодой воин имел полное снаряжение: мундир с околышем на фуражке и лампасами по цвету своего войска (дончане – красные,  кубанцы – синие), всю экипировку, кроме винтовки и пики – их выдавала казна. Украшением казака, его гордостью оставалась шашка – её, как правило, в семье передавали по наследству.

В нашей станице наездничеству и джигитовке в конце XIX века учил Кондрацкий Ефим, так как он был опытным воином, но к несению кордонной службы был уже негоден из-за ранения.

Защита семей.

Защита семей была одной из основных в укладе жизни казаков. Традиционно тот казак, который был одним сыном в семье, на воинской службе носил серьгу в левом ухе, а если в правом, значит, он последний в роду. И сотник, отбирая в разведку или на какое-то рискованное дело добровольцев (а ими были все поголовно), всегда смотрел, как  бы не осиротить кого, род казацкий не оборвать зря.

Отец в кубанской казачьей семье.

Батько, папа, папаша — эти термины являются основными для обозначения отца в кубанской казачьей традиции. Институт семьи для кубанского казачества явление позднее. Особенно это касается черноморских казаков, наследников запорожской казачьей традиции. Важнейшей функцией мужчины-отца в казачьей семье являлась хозяйственно-экономическая. В досоветский период на Кубани бытовали малые и большие семьи. Сохранение последних, в столь позднее время, объясняется рядом причин: экономические — на каждого члена мужской семьи выделялся пай; с уходом казака на службу временная потеря рабочих рук в таких семьях не так ощущалась. Социальные: воспитание у членов семьи чувства коллективизма, готовности к взаимозамене (в случае гибели казака роль отца могли выполнять другие мужчины члены большой семьи). 

По мере роста семьи роль отца, как главной рабочей силы, изменялась. Взрослые сыновья брали на себя все тяготы по хозяйству, а отцу оставалось лишь распределять обязанности и осуществлять контроль. При нерадивости хозяина, его безответственном поведении, пьянстве, в казачьей традиции практиковались такие методы воздействия как, например, высылка его станичным обществом из станицы для исправления поведения.

Отец в казачьей семье был не только хозяином, но и учителем: «Як батько робыв, так и тэбэ учив». Напрямую отцовское воспитание касалось лишь мальчиков, и имело определенные возрастные рамки. В раннем возрасте ребенка казак-отец не только не вмешивался в его воспитание, но и не помогал жене по уходу за ребенком, что закреплялось в некоторых формах поведения. Примерно с 7–8 лет начиналось обучение, и по мере того, как ребенок взрослел, оно принимало более сложный хозяйственный характер. Под присмотром отца мальчики, помимо выпаса и кормления скота, присмотра за лошадьми, работой «погонычами», начинали овладевать навыками хлеборобства, учиться азам народных знаний. Естественно, что все навыки отца, его нравственные качества, привычки во многом передавались сыновьям: «Якэ дерево, такый и тын, якый батько, такый и сын». Показателен и тот факт, что во многих семьях именно отец водил детей в церковь, обучал молитвам.

Важная роль отца в казачьей семье подчеркивалась и системой наказаний / поощрений. В большинстве случаев право наказания за небольшие провинности и проступки-«шкоды» оставалось за матерью. Отцовское наказание было более жестким, хотя и не всегда влекло за собой физическое воздействие, которое могло иметь место при тяжких проступках. В большинстве случаев отец наказывал сыновей, дочери же оставались под присмотром матери, в связи с чем, у женщин сохранялся в памяти образ отца как ласкового и доброго человека. Поощрение со стороны отца чаще всего выражалось в «добром слове», реже в подарках или игрушках (кстати, зачастую сделанных руками отца) — «коныках», «шаблях». Наказание взрослого сына могло проявиться при его «отделении»: в большинстве случаев отец старался дать сыну все для самостоятельной жизни, однако в случае серьезных нарушений (оскорбление родителей, брак без благословения и т.п.) сын мог «выделиться без ничего». В конечном итоге отец во многом определял судьбу каждого члена семьи («отделение» сынов, обучение ремеслу, благословение на брак, усыновление).

Высокий статус отца/батьки в семье являлся основополагающим и в этикете. За столом он занимал главенствующее место (в Святом углу), резал хлеб, заранее перекрестив его, читал молитву за столом, первым начинал есть и первым выходил из-за стола. Беспрекословное подчинение отцу-хозяину всех членов казачьей семьи являлось важнейшей характеризующей чертой, что отразилось в фольклоре: «Як батько сказав, так и будэ»; «Отец сказал — закон».

Таким образом, статус отца/батьки был очень высок в казачьей семье, что объясняется его важной ролью в деле воспитания детей, хозяйственно-экономической и обрядовой жизни, сохранении и передачи знаний в области системы ценностей, хозяйствования.

Отношение к пожилым людям в семье.

Было принято уважительное отношение к старикам в семье. Казаки издавна считали, что старик в доме – лицо почитаемое, воля его – закон для всех. Слово отца в доме было главным, без него не начинали в доме есть.

Семья рассаживалась за обеденным столом в определённом порядке: «Впереди сидит отец с матерью, после него сидит старший сын, потом второй, третий и так далее. Подле матери сидит старшая невестка, потом вторая, и так далее. Всё тихо и безмолвно, дети отвечают лишь на вопросы отца и матери. После обеда молятся Богу, благодарят отца и мать за хлеб – соль и расходятся по работам. Выйти из-за стола младшие могли только после того, как встали взрослые».

Такое уважение к старшим было золотым стержнем, который крепил и держал всю семью изнутри. И это притом,  что в некоторых домах постоянно находились от 25 до 30 человек (с пожилыми родителями могли жить пятеро сыновей со своими жёнами и детьми).

К родителям дети почтительно обращались на «вы». Авторитет отца и матери считался непререкаемым. Они были постоянным примером для детей. Им подражали, старались быть похожими на них: «мамаша сказала», «мамаша обидится», «папаше не понравится такое», «они наказывали» (в смысле давали советы) – эти слова звучали в казачьем доме повседневно.

Казаки редко хвалили своих детей, считая, что человека хвалит его работа. Например, отец рассматривает подшитый сыном хомут, ему нравится, как он сделан, но в присутствии сына он скажет всего два слова: «Хорошая работа!» - а сын счастлив: отец заметил его старание и умение.

Большим грехом считалось обмануть родителей.

Когда находились в комнате и о чём-то беседовали, дети не имели права заходить и мешать разговору. Если всё же кто-то из детишек решал пойти к ним, то он должен был, постучавшись, открыть дверь, спросить разрешения войти и остановиться у порога, ожидая, когда родители его спросят: «По какому делу ты пришёл?» Заметьте – делу.

Когда приходили гости, считалось неприличным присутствие детей. Единственным исключением был приход родственников.

В присутствии взрослых никто не ругался чёрными словами. Боевой казак, георгиевский кавалер, когда возвращался домой, стыдливо прятался от матери, если собирался закурить.

Старшие, в свою очередь, заботились не только о хозяйственном благополучии, но и о том, чтобы все в доме жили дружно, мирно. Собираясь на базар, отец семейства не забывал спросить каждого в семье, что бы ты хотел получить в подарок. В частности, невесткам, чтобы они не ссорились из-за обновок, покупались одинакового цвета платья, юбки, отрезы ткани.

Если казачок что-нибудь на улице напроказничает, его любой казак может стегнуть кнутом да ещё сказать: «Ну, погоди, я твоему деду всё расскажу».

Уважение к старшим, особенно к деду, было беспредельным и на долгие годы укрепляло связь поколений.

Можно было научиться управлять конём, лихо рубить лозу, но нигде не удалось бы  научиться тому, что получал казак в домашней обстановке, тому, что впоследствии назовут казачьим духом.

Уже в семилетнем возрасте казачок хорошо знал свою родословную. Кто кому приходится, когда поселились его предки в родной станице, кто был первым поселенцем, какая память осталась от этого человека в доме: кинжал, боевая сабля, казачий костюм, портрет, награды?

5. Отражение истории казачества Кубани в истории казачьей семьи ст. Платнировской. История семей Черномаз и Гришко.

Не только семья учительницы нашей  школы Белой Галины Петровны, но и все станичники гордятся тем, что их род восходит к известному на Кубани атаману, одному из первых переселенцев - Савве Белому. В семье бережно хранятся фотографии предков и с любовью передаются истории героической жизни дедов и прадедов.

Я тоже горжусь тем, что и по бабушкиной, и по дедушкиной линии я потомственный казак, поэтому считаю своим долгом при помощи старших создать генеалогическое древо нашего рода, изучить историю и казачьи традиции, чтобы самому их по мере возможности соблюдать и передавать новым поколениям.

История семьи Черномаз.

Фома Афанасьевич – 1861 – 1921. Воевал в I Мировую войну, был есаулом, в гражданскую войну воевал на стороне «белых», преследовался «красными». Умер от отравления некачественной мукой во время голода, в 1921 году.

Никифор Фомич – 1896 года рождения, был раскулачен большевиками и сослан в Сибирь во время голодомора. Пропал безвести.  

Кузьма Фомич – 1895 г. Воевал в Великую Отечественную войну, пропал безвести.

Анна Фоминична – 1894 – 1984. Перенесла I Мировую войну, Гражданскую войну, голодомор и II Мировую войну, работала в колхозе, умерла в 90 лет.

Иван Фомич – 1893 пережил I Мировую войну, Гражданскую войну, голодомор, в ВОв был пленён. После войны был сослан в Донбасс с семьёй, потом вернулся. Дата смерти не известна.

Михаил Фомич – 1892 – 1933. Имел троих детей. Был осуждён большевиками за невыполнение продразвёрстки, умер от пневмонии в ссылке.

Семилет Анна Фоминична

Волошина Евдокия Кузьминична – 1914. Пережила Гражданскую войну, голодомор, ВОв, работала в колхозе, сейчас на пенсии.

Ульяна Кузьминична -  работала в колхозе (активистка). Умерла.

Мария Кузьминична Шапошник – 1927. Пережила Гражданскую войну, голодомор, ВОв. Работала в колхозном саду.

Черномаз Кузьма Фомич

Надежда Кузьминична – 1926. Работала в колхозе.

Зинова Мария Кузьминична – 1938 – 2007. Имела двоих детей (Алексей и Николай), один умер.

Дорошенко Евдокия Кузьминична – 1942, имеет троих детей.

Черномаз Пётр Кузьмич – 1930. Пережил голодомор, ВОв, был в оккупации, уехал  в Эстонию. 

Черномаз Михаил Фомич

Илларион Михайлович – 1916 – 1933, Мария Михайловна 1915 - 1933 и Иван Михайлович 1920 – 1933  – умерли в Голодомор.

Никита Михайлович – 1913 – 2004. Был раскулачен, выслан в Сибирь, потом вернулся и работал в колхозе. В ВОв служил радистом, в 1943 году попал в плен, освобождён в 1945 и встретил победу дома. Работал трактористом 45 лет. Умер своей смертью 19 января 2004 года на праздник Крещения.

Черномаз Владимир Никитович – 1938 года рождения. Пережил войну в оккупации, в 1961 году закончил СПТУ №53. В том же году женился на Полтинкиной Дине Фёдоровне.

1964 – 1968 гг. обучался в Московском технологическом техникуме Министерства хлебопродуктов и комбикормовой промышленности, получил специальность техник-технолог по хранению зерна и продуктов переработки.

1974 – 1979 гг. обучался в КСХИ ( Кубанский С/Х институт) и получил специальность агронома, работал в колхозе. 1992 – 1994 – глава администрации Платнировского сельского поселения.

1998 – 2008 – Глава  к/х «Черномаз», с 2008 года – член к/х «Черномаз».

Имеет троих детей (Светлана, Татьяна, Владимир).

Черномаз Михаил Никитович – 1940 года рождения, пережил ВОВ, закончил школу № 25 и училище имеет сына Дениса.

Круглая Нина Никитична – 1948. Отучилась в школе, а потом в Туапсинском педагогическом училище, имеет двоих детей (Альберт и Александр).

Генеалогическое древо семьи Черномаз.

История семьи Гришко.

Никита.

Терентий Никитович воевал в I Мировую войну, погиб в период Гражданской войны в 1917 году.

Елена Никитична - примерные даты жизни 1908 – 1975, пережила I Мировую войну, Гражданскую войну, Голодомор, Великую Отечественную войну, работала в колхозе.

Василий Никитович погиб в I Мировую войну, имел сына Никифора.

Василий Никитович Гришко.

Никифор Васильевич погиб в 1944 под Варшавой.

Владимир Никифорович 1939 – дата смерти неизвестна.

Вера Никифоровна Скуб (Гришко) 1941 года рождения, работала в колхозе, замужем за Скуб Василием Трофимовичем, имеет двоих детей (Татьяну и Сергея).      Терентий Никитович Гришко.

Дмитрий Терентьевич – 1919 - дата смерти неизвестна, жил в посёлке Ахтырском, служил в армии, воевал в Великую Отечественную войну, защищал Волгоград (Сталинград). Затем переехал в Абинск, работал на нефтяной  скважине.

Прасковья Терентьевна, Александра Терентьевна, Пилогея Терентьевна умерли в период голодомора.

Гришко Нина Терентьевна - 1912 – 1962, работала в колхозе, была замужем за  Полтинкиным Фёдором Ивановичем, имела троих детей (Александра, Владимира и Дину).

Александр Фёдорович - 1929 - 1933 и Владимир Федорович Полтинкины 1931 – 1933 умерли в период голодомора.

Черномаз (Полтинкина) Дина Фёдоровна – 1937 года рождения, пережила Вов в оккупации, окончила Краснодарский сельскохозяйственный техникум, работа в архиве, на птицефабрике, бухгалтером в колхозе, заведующей амбарами. В 1961 году вышла замуж за Черномаза Владимира Никитовича, имеет троих детей (Светлану, Татьяну и Владимира).

Наша семья по дедушкиной линии Черномаз и по бабушкиной линии Гришко считается потомственной казачьей семьёй.

С того времени, как Платнировский курень расположился на правом берегу реки Кирпили, ведёт счёт наш род. К сожалению, могу назвать имена родных только пяти поколений.

Родоначальником нашей фамилии стал Черномаз Фома Афанасьевич, который родился в 1861 году. Следовательно,  историю семьи Черномаз можно проследить на протяжении 150 лет. За эти полтора века многое произошло в истории казачества Кубани, участником которой стало и пять поколений нашей семьи (смотри таблицу №1).

Три человека воевали в I Мировую войну, а Гришко Василий Никитович погиб. Тяжело приходилось и тем, кто ждал с войны родных, переносил её трудности. Таких в семье было три человека.

Революция и Гражданская война тоже принесли много горя. Черномаз Фома Афанасьевич воевал на стороне «белых». Дедушка мне объяснил это так, что казак мог присягу давать только один раз. А поскольку Фома Афанасьевич присягнул царю и Отечеству, был в царской армии есаулом, то так в ней и оставался. По этой причине преследовался «красными». А прапрадедушка по линии бабушки Гришко Терентий Никитович погиб в Гражданскую войну. Пятерым из большой семьи просто пережить это суровое время тоже стоило большого труда.

Труднее всего пришлось в голодомор. Девять человек умерли от голода:

  • Черномаз Фома Афанасьевич,
  • Черномаз Илларион Михайлович,
  • Черномаз Мария Михайловна,
  • Черномаз Иван Михайлович,
  • Гришко Прасковья Терентьевна,
  • Гришко Александр Терентьевич,
  • Гришко Пелагея Терентьевна,
  • Полтинкин Александр Фёдорович,
  • Полтинкин Владимирович.  

Шестерым удалось пережить голод. По рассказам дедушки Владимира Никитовича, ели всё: лепёшки из семян лебеды, собирали по полям свёклу (а для того, чтобы найти хоть один бурак, приходилось пройти по полям до десяти километров), макуху и т.д.

Страшный голод погубил много людей не только в нашей семье, но и во всей станице Платнировской, которая 31 декабря 1932 года была занесена на «чёрную доску» за саботаж по сдаче зерна.

Из архивных документов о голоде на Кубани в 1932–1933 гг., из  статьи  И.Ю. Бондарь  мы узнали многое об этой позорной странице в истории Кубани:

  • «…Кубань пережила немало лиха, но такой массовый голод здесь случился однажды – в 1932 – 1933 гг.»
  • «7 августа 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление, получившее название – «закон о пяти колосках». За любое хищение социалистической собственности, даже самое малое, устанавливалось наказание 10 лет тюрьмы или расстрел»
  • «Предупредить жителей станиц, занесённых на чёрную доску, что в случае продолжения саботажа сева и хлебозаготовок краевыми организациями будет поставлен перед правительством вопрос об их выселении из пределов края в северные области»
  • «В постановлении крайкома от 4 ноября 1932 г. термин «чёрная доска» приобрёл новое, зловещее содержание. Постановлением предписывалось: немедленное прекращение подвоза товаров, полное запрещение колхозной торговли, прекращение всякого рода кредитования и т. д.». Фактически это означало блокаду чернодосочных станиц».

И под раскулачивание попали семьи из нашего рода Черномаза Никифора Фомича и Черномаза Никиты Михайловича, которые были сосланы в Сибирь.

А Черномаз Михаил Фомич одним из первых вступил в колхоз, но был осуждён большевиками за невыполнение продразвёрстки и умер от пневмонии в ссылке.

А когда на Кубань нагрянула новая беда – Великая Отечественная война, мужчины нашей семьи, как и все кубанцы, встали на защиту Родины. Пятеро из них ушли на фронт. Гришко Никифор Васильевич погиб в 1944 году под Варшавой. Черномаз Кузьма Фомич пропал без вести в июле 1943 года. Черномаз Иван Фомич и Никита Михайлович ранеными попали в плен, были освобождены. Гришко Дмитрий Терентьевич, пройдя всю войну, благополучно вернулся домой.

Всем остальным, оставшимся в тылу, пришлось пережить трудности военного времени и оккупацию.

В мирное время вся семья (за исключением некоторых) трудилась в родном колхозе имени С.М. Кирова в разных отраслях, по разным специальностям: полеводами, садоводами, животноводами, хлеборобами. Черномаз В.Н. (мой дедушка) избирался главой администрации Платнировского сельского поселения.

А когда колхоз распался, привыкшие трудиться на земле, создали своё коллективное хозяйство «Черномаз», которое сейчас возглавляет мой отец Владимир Владимирович.

Мы гордимся тем, что наша казачья семья и в горе и в радости была с родной Кубанью. Никто из нашего рода не уронил чести казака, не стал предателем, не уклонился от службы в Армии, не забыл своих корней. Помним всех, кто отдал свою жизнь за наше счастливое детство.

Также, изучая традиции кубанского казачества, прихожу к выводу, что наша семья продолжает их. Соблюдаем строгие нравственные нормы и семейный уклад жизни. С уважением относимся к старшим, к женщине (матери и бабушке), к отцу. То, что скажут отец и дедушка, для нас закон. Всё, сказанное выше о традициях казачьей семьи, можно с полным правом сказать о нашей семье.

8. Заключение. Нам необходимо вернуться к своим корням  - духовным и культурным истокам. Ибо корни держат ствол дерева, а не наоборот.

У каждого народа есть своя история -  в этом его сила.  Народ, не знающий своей истории, не является таковым, а является просто населением.

Виктор Григорьевич Захарченко сказал: «… необходимо вернуться к своим истокам, ибо корни держат ствол дерева, а не наоборот».

Неотъемлемой частью уклада  кубанской семьи является знание своих истоков. В семьях Черномаз и Гришко нашла отражение история Кубани, определив их тяжёлые судьбы. В этих семьях чтят и помнят своих предков, разделивших  судьбу казачества нашего края.

Список литературы.

  1. Бондарь И.Ю. ГУ «Центр документации», 2009 год.
  2. Зайцев А.А., Лукьянов С.А., «Кубань в XX веке», 2006 год.
  3. ОБД Мемориал www.obd-memorial.ru
  4. Ратушняк В.Н., «История Кубани с древнейших времён до конца XIX века», 2000 год.
  5. Ткаченко Пётр, «Где спит казачья слава», 1995 год.
  6. Трёхбратов Б.А., «Новая история Кубани», 8 класс, 2001 год.
  7. Чистов К.В., «Кубанские станицы», 1967 год.
  8. Щетнев В.А., Смородина Е.В., «История Кубани XX век», 11 класс, 2001 год.

Приложения.

Таблица №1.

Участие семьи Черномаза Егора в исторических событиях Кубани.

Историческое событие

ФИО участника события – члена семьи Черномаза Егора Владимировича

I Мировая война

  • Черномаз Фома Афанасьевич воевал, был есаулом.
  • Черномаз Анна Фоминична перенесла Первую Мировую войну.
  • Черномаз Иван Фомич пережил I Мировую войну.
  • Гришко Терентий Никитович  воевал в I Мировую войну.
  • Гришко Елена Никитична пережила I Мировую войну.
  • Гришко Василий Никитович воевал, погиб в I Мировую войну.

Гражданская война

  • Черномаз Фома Афанасьевич воевал на стороне «белых», преследовался «красными».
  • Черномаз Анна Фоминична перенесла Гражданскую войну.
  • Черномаз Иван Фомич пережил Гражданскую войну.
  • Волошина Евдокия Кузьминична пережила Гражданскую войну.
  • Шапошник Мария Кузьминична пережила Гражданскую войну.
  • Гришко Терентий Никитович погиб в период Гражданской войны.
  • Гришко Елена Никитична пережила Гражданскую войну.

Голодомор

  • Черномаз Фома Афанасьевич умер в голодомор от отравления некачественной мукой.
  • Черномаз Анна Фоминична выжила в голодомор.
  • Черномаз Иван Фомич выжила в голодомор.
  • Волошина Евдокия Кузьминична выжила в голодомор.
  • Шапошник Мария Кузьминична пережила голодомор.
  • Черномаз Пётр Кузьмич пережил голодомор.
  • Черномаз Илларион Михайлович умер от голода в 1933 году.
  • Черномаз Мария Михайловна умерла в 1933 году.
  • Черномаз Иван Михайлович умер в 1933 году.
  • Гришко Елена Никитична выжила в голодомор.
  • Гришко Прасковья Терентьевна умерла в голодомор.
  • Гришко Александра Терентьевна умерла в голодомор.
  • Гришко Пелагея Терентьевна умерла в голодомор.
  • Полтинкин Александр Фёдорович (1929 – 1933) умер от голода.
  • Полтинкин Владимир Федорович (1931 – 1933) умер в период голодомора.

Раскулачивание

  • Черномаз Никифор Фомич раскулачен.
  • Черномаз Никита Михайлович был раскулачен.

Сосланы как раскулаченные

  • Черномаз Никифор Фомич сослан в Сибирь.
  • Черномаз Никита Михайлович выслан в Сибирь.

Сосланы как не выполнившие продразвёрстки

  • Черномаз Михаил Фомич был осуждён большевиками за невыполнение продразвёрстки, умер от пневмонии в ссылке.

Великая Отечественная война

  • Черномаз Кузьма Фомич воевал, пропал без вести.
  • Черномаз Анна Фоминична пережила войну.
  • Черномаз Иван Фомич воевал, попал в плен.
  • Волошина Евдокия Кузьминична пережила войну.
  • Шапошник Мария Кузьминична пережила войну.
  • Черномаз Никита Михайлович воевал, был радистом, попал в плен, освобождён в 1945 году.
  • Гришко Елена Никитична пережила войну.
  • Гришко Никифор Васильевич погиб в 1944 под Варшавой.
  • Гришко (Скуб) Вера Никифоровна 1941 года рождения, пережила войну.
  • Гришко Дмитрий Терентьевич воевал в Великую Отечественную войну, защищал Волгоград (Сталинград). Затем переехал в Абинск, работал на нефтяной скважине.

Сосланы после войны

  • Черномаз Иван Фомич после войны был сослан в Донбасс с семьёй, потом вернулся.

Находились в оккупации

  • Черномаз Пётр Кузьмич был в оккупации.
  • Черномаз Владимир Никитович – 1938 года рождения. Пережил войну в оккупации.
  • Черномаз Михаил Никитович – 1940 года рождения, пережил ВОВ, находился в оккупации.
  • Черномаз (Полтинкина) Дина Фёдоровна пережила Великую Отечественную войну в оккупации. работа в архиве, на птицефабрике, бухгалтером в колхозе, заведующей амбарами.

Работа в колхозе

  • Черномаз Анна Фоминична активно работала в колхозе, умерла в 90 лет.
  • Волошина Евдокия Кузьминична работала в колхозе.
  • Черномаз Ульяна Кузьминична работала в колхозе (активистка).
  • Шапошник Мария Кузьминична работала в колхозном саду.
  • Черномаз Надежда Кузьминична работала в колхозе.
  • Черномаз Никита Михайлович 45 лет работал трактористом.
  • Черномаз Владимир Никитович работал в колхозе агрономом.
  • Гришко Елена Никитична до пенсии работала в колхозе.
  • Гришко (Скуб) Вера Никифоровна работала в колхозе.
  • Гришко Нина Терентьевна работала в колхозе.
  • Черномаз (Полтинкина) Дина Фёдоровна работала бухгалтером в колхозе, заведующей амбарами.

Избран главой администрации Платнировского сельского поселения.

  • Черномаз Владимир Никитович в  1992 – 1994 – глава администрации Платнировского сельского поселения.

Создали своё коллективное хозяйство

  • Черномаз Владимир Никитович  в 1998 – 2008 – глава  к/х «Черномаз», с 2008 года – член к/х «Черномаз».

Работали на других предприятиях

  • Черномаз (Полтинкина) Дина Фёдоровна работа в архиве.
  • Черномаз (Полтинкина) Дина Фёдоровна работала на птицефабрике.

скачать научную работу

скачать презентацию